Профилактика

Формирование зависимостей у детей

Зависимое поведение

 

Зависимое поведение в той или иной степени составляет суть человеческой жизни.

И это не обязательно должна быть зависимость от психоактивных веществ. Те же пищевые привычки, музыкальные пристрастия, выбор партнеров не обходятся без элементов зависимости.

Вопрос лишь в том, когда тяга приобретает патологический характер. По большому счету, зависимое поведение — это своеобразная попытка бегства от реальности, уход в измененное психическое состояние. Главное, чтобы оно обеспечивало безопасность (хотя бы мнимую) и эмоциональный комфорт.

 

Критерии зависимости:

  • человек начинает игнорировать ранее значимые для него события; 
    • распадаются прежние отношения и связи, сменяется ближайшее окружение; 
    • непонимание или даже враждебность со стороны значимых для зависимого человека людей; 
    • скрытность, раздражительность, резко агрессивная реакция на критику; 
    • чувство вины или беспокойство по поводу своей зависимости; 
    • безуспешные попытки избавиться от пристрастия к психоактивному веществу.

 

Ни алкоголизм, ни наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность. Тем не менее, этот факт необходимо учитывать. Так, у детей из пьющих семей в 7 раз больше вероятность формирования алкоголизма, чем у выходцев из семей, где практически не пьют.

Но даже наличие предрасположенности вовсе не означает, что заболевание обязательно разовьется: все зависит от влияния семьи и окружающей ребенка социальной среды. Огромное значение имеет поведение будущей матери во время беременности. Употребление любых психоактивных веществ в любых дозах негативно влияет на ребенка. Это доказанный и неоспоримый факт.

Вопрос лишь в том, будут ли это врожденные уродства, врожденное заболевание или изменения биохимии головного мозга, которое изменит психику будущего ребенка.

Риск стать наркоманом для девушки-подростка в 5 раз больше, если ее мать курила больше 10 сигарет в день в течение беременности. Среди юношей, матери которых курили во время беременности, приступы неадекватного поведения в 4 раза выше, чем у юношей, чьи матери не курили.

Повышают риск формирования зависимого поведения у ребенка наличие у мамы психических травм, чрезмерных стрессов во время беременности и даже нежелательная беременность.

 

Быть примером

Психологи давно заметили: в каком психическом состоянии находится мать, в таком состоянии находится и ребенок, особенно в возрасте до 2 лет. Это очень важно, ведь ребенок копирует с родителей и спектр психических реакций, и их интенсивность.

Если мать относится к своему ребенку отчужденно, система «мать-дитя» может вообще не сформироваться. И тогда психические реакции ребенка будут развиваться с отставанием, эмоционально обедненными. Ему будет трудно в будущем строить межличностные отношения, он замыкается в себе. И справиться с этими проблемами подросток тоже попытается при помощи психоактивных веществ.

Вместе с тем, важно помнить о балансе поощрений и наказаний при воспитании: выросший в атмосфере избыточной «любви», человек не сможет «держать удар» и будет искать суррогат той самой атмосферы, в том числе и среди наркотиков.

 

Подбирать ключик

Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребенка, — это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбросить, повертеть в руках, поиграть), неподвижное сидение за партой в течение 30–45 минут — настоящая пытка.

Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А ведь таких детей в первом классе до 30 процентов. У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, которое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока.

Таким ученикам сложно воспринимать четко систематизированную информацию (например, математику), они считают ее сухой и скучной. И у них тоже возникает «эмоциональное голодание», но уже по другой причине.

Примерно с 9–10 лет формируется групповое поведение ребенка. Оно формируется по разным принципам — двор, интересы, музыка, спорт и т.п. Рано или поздно в группу может случайно попасть психоактивное вещество. И если подросток стремится «быть как все», если статус в группе для него выше всего остального, он обязательно его попробует.

К счастью, группы редко сразу же начинают пробовать героин, чаще всего речь идет о психостимуляторах или марихуане.

 

Что же делать родителям?

  1. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружкови секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально. Таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта получения удовольствия, удовлетворения от творчества или самореализации.
  2. Не держите ребенка в информационном вакууме— он заполнит его из других источников. И не факт, что они будут достоверными и адекватными.
  3. Ребенок должен узнать о наркотиках от Вас. Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа с более близким по возрасту родственником — старшим родным или двоюродным братом, Вашими сестрами или братьями.
  4. Объясните, что «легких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром подскока» для перехода на более «тяжелые».
  5. Покажите ему веб-сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркоманов, посмотрит на фотографии возможных последствий. Большое впечатление на подростков обычно производит художественный фильм Даррена Аранофски «Реквием по мечте», да и документальных фильмов на эту тему достаточно.

 

Сайт общероссийской общественной организации «Общее дело»: https://общее-дело.рф

ПОРТАЛ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ: http://www.takzdorovo.ru

Школьный ранец

Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец.

Основные критерии: ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине и равномерное распределение веса.

Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Вес ранца без учебников не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

  • для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг,
  • 3–4 классов — 2 кг,
  • 5–6 — 2,5 кг,
  • 7–8 — 3,5 кг,
  • 9–11-х — 4 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Сон школьников

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

 

Помимо правильно организованного режима занятий школьников и сбалансированного питания, значительное влияние на состояние их здоровья оказывают количество и качество сна. 

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

 

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:

  • ложиться спать в одно и то же время;
  • ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
  • сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

 

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

 

Примерные нормы ночного сна для школьников:

1–4 классы — 10–10,5 часа,

5–7 классы — 9,5–10 часов,

6–9 классы — 9–9,5 часа,

10–11 классы — 8–9 часов.

РАБОЧИЙ СТОЛ ШКОЛЬНИКА

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

  • Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
  • Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
  • При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
  • Необходимо объяснить ребенку, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркнуть, что нельзя опираться грудью о край стола.
  • Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев (40-45 см.), при этом саму книгу следует держать в наклонном положении.
  • Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Навигация

ГБУЗ "Центр медицинской профилактики" МЗКК

Телефон горячей линии: 8-800-100-61-41

Сайт организации: перейти

Вы можете записаться на бесплатный прием в Центр здоровья, а также получить консультации по вопросам:

  • здорового питания
  • физической активности
  • отказа от табака
  • рисков потребления алкоголя
  • профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний
https://nok.rosminzdrav.ru/MO/GetBanner/2004/2

Уважаемые посетители!

Рады приветствовать Вас на страницах сайта, посвященного городской больницы Анапы. Здесь, в доступной форме, Вы можете ознакомиться с историей нашей больницы, с ее руководством, структурой и кадрами организации,  основными нормативными документами, с работой всех отделений и служб, функционирующих в стационаре, узнать о наших достижениях, записаться на прием к специалистам, задать интересующие Вас вопросы или оставить свои отзывы. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи является приоритетной задачей, решаемой руководством и персоналом нашей больницы.

Контакты

 
+7 (86133) 5-00-68
+7 (86133) 5-47-04
 
 
353440, г. Анапа
ул. Крымская, д. 24
  
 
   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.